Более двух часов продолжалась видеоконференция «Совершение нотариальных действий органами местного самоуправления в соответствии с изменениями законодательства», организованная ассоциацией «Совета муниципальных образований Самарской области».
Участниками конференции стали представители нотариата Самарской области – нотариус г.Самары, председатель Комиссии НПСо по подготовке нормативных актов, законотворческой и методической работе И.Н.Богатырёва; нотариус г.Самары, заместитель председателя Комиссии НПСо по подготовке нормативных актов, законотворческой и методической работе И.Б.Хайкина; консультант Нотариальной Палаты Самарской области О.Н.Булатова; начальник управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области П.В.Сокол; начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Л.Ш.Юсупова; главы поселений и специально уполномоченные должностные лица на совершение нотариальных действий муниципальных районов Самарской области. В качестве модератора видеоконференции выступил исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области В.И.Ростовцев.
О наиболее частых ошибках глав местных администраций, специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления при совершении нотариальных действий рассказала председатель Комиссии НПСо по подготовке нормативных актов, законотворческой и методической работе И.Н.Богатырёва.
Как отметила Ирина Николаевна, вопрос о качестве документов, исходящих от лиц, наделённых правом совершать нотариальные действия в поселениях, – серьёзный и важный, поскольку, как правило, указанные должностные лица не обладают специальными юридическими познаниями, более того, не всегда имеют юридическое образование, а самое главное – не несут личной имущественной ответственности за свои ошибки в отличие от нотариусов, занимающихся частной практикой.
Наиболее частые нарушения касаются порядка ведения реестра регистрации нотариальных действий, надлежащее ведение которого является обязательной составляющей нотариального делопроизводства. Указанная книга подлежит постоянному хранению – это единственная книга в нотариальном делопроизводстве, которая хранится вечно.
И.Н.Богатырёва привела существующие, к сожалению, примеры грубейших нарушений требований налогового законодательства при взыскании государственной пошлины за совершаемые нотариальные действия: не предоставление льгот по оплате, взыскание государственной пошлины в большем объёме, обратив внимание на необходимость соблюдения законности совершения нотариальных действий, соблюдения форм удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, поскольку анализ нотариальных актов, исходящих от должностных лиц поселений, свидетельствует о несоблюдении ими норм Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ «Об опеке и попечительстве», ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», совершении нотариальных действий в отсутствие лиц, от имени которых они якобы совершены.
Порядку совершения нотариальных действий главами местных администраций, специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления было посвящено выступление И.Б.Хайкиной, заместителя председателя Комиссии НПСо по подготовке нормативных актов, законотворческой и методической работе.
К пяти нотариальным действиям – удостоверение завещаний, удостоверение доверенностей; принятие мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им, свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, прибавилось ещё восемь:
удостоверение сведений о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
удостоверение факта нахождения гражданина в живых;
удостоверение факта нахождения гражданина в определённом месте;
удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
удостоверение времени предъявления документов; удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе;
удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу; удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.
К сожалению, расширение полномочий глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления по совершению нотариальных действий не гарантирует соблюдение интересов граждан, поскольку совершение нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления не является квалифицированной нотариальной помощью.
Абсолютно очевидно, что делегируя главам местных администраций и их должностным лицам полномочия, законодатель преследовал самые благие цели, прежде всего, доступное получение гражданами наиболее распространённых видов нотариальных услуг, минимизация временных и материальных затрат граждан. Однако, отсутствие четкого механизма реализации данных полномочий, отсутствие качества выполняемых работ, привело на практике к серьёзным и многочисленным нарушениям прав и законных интересов граждан, обратившихся за совершением нотариального действия, что само по себе превращает благую в своей основе идею доступности нотариальной помощи гражданам в ее абсолютный антипод.
Своё выступление, обозначенное как проблемные вопросы применения и ведения единой информационной системы нотариата при осуществлении нотариальных действий главами поселений и соответствующими должностными лицами муниципальных образований, заместитель начальника Управления министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области П.В.Сокол посвятил правовым основам порядка совершения главами нотариальных действий в свете произошедших изменений законодательства, напомнив, что 1 июля 2014г. вступили в силу изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, касающиеся порядка и обязательности ведения электронного реестра нотариальных действий в Единой информационной системе нотариата. В рамках требований ч.3 ст.34.3 Основ сведения о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата вносятся в единую информационную систему нотариата незамедлительно. Павел Викторович подчеркнул, что на практике в настоящее время происходит иное: «По полученным сведениям за этот период было совершено более двух тысяч различного рода действий, однако в нотариальную палату поступило сведений всего лишь по 31 документу». Обратив серьёзное внимание на необходимость исправления ситуации во избежание принятия вынужденных мер, вплоть до обращения в органы прокуратуры для вынесения представлений и нормализации взаимоотношений в данном вопросе, представитель Управления Министерства юстиции призвал правильно реагировать на замечания и понять, что основная задача – это формирование актуальных сведений ЕИС, соблюдение прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, а значит, – возможность проверки легитимности выданного нотариального документа.
Полезной с практической точки зрения стало выступление консультанта Нотариальной Палаты Самарской области О.Н.Булатовой о порядке предоставления сведений по совершенным уполномоченными лицами действиям для внесения в Единую информационную систему нотариата, в рамках реализации требований пунктов 30,31 Приказа Минюста России от 17.06.2014 №129 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата» (об удостоверении или отмене завещания или доверенности).
Позиция президента Нотариальной Палаты Самарской области Г.Ю.Николаевой по вопросу внесения нотариальными палатами сведений по совершенным доверенностям и завещаниям однозначна. Галина Юрьевна неоднократно обращала внимание на необходимость изменения правового регулирования порядка внесения сведений о совершенных нотариальных действиях в реестр нотариальных действий ЕИС, распространив единые требования по порядку их внесения, как на нотариусов, так и на глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления. Основы возлагают одинаковые обязанности по совершению нотариальных действий и на нотариусов, и на должностных лиц местного самоуправления, которые за совершение нотариальных действий также взимают государственную пошлину (поступающую в местные бюджеты поселений и муниципальных районов). И нотариусы, и главы местных администраций исполняют функции в рамках одного и того же закона. Поскольку последние не несут личной имущественной ответственности, то, как минимум, должны завершить процесс совершения нотариального действия внесением соответствующих сведений в Единую информационную систему нотариата.
В целях минимизации временных трудозатрат нотариальных палат возможно и необходимо обеспечить возможность импорта XML-файлов в раздел «Реестр нотариальных действий ЕИС», аналогично импорту XML-файлов в раздел «Уведомления о залоге движимого имущества».
По результатам проведенной видеоконференции Нотариальной Палатой Самарской области было разработано инструктивное письмо о порядке направления главами администраций поселений и должностными лицами местного самоуправления сведений о совершенных нотариальных действиях для внесения в Единую информационную систему нотариата и образцы соответствующих документов.