443001, г.Самара, ул. Ленинская, 228
Тел. 242-26-31
Email: npso@npso.ru

  • Сегодня суббота
    18 ноября 2017
  • В Самаре сейчас
    малооблачно, без осадков
    -3






Итоги деятельности НПСо


Права ребенка
Всероссийский день правовой помощи детям
(нажать для просмотра презентации)


Законодатель предусмотрел новые гарантии защиты прав участников сделок


Международный день борьбы с коррупцией
(нажать для просмотра презентации)


О палате

Нотариальная палата Самарской области, учрежденная 16 сентября 1993 года, - является некоммерческой организацией, объединяет на основе обязательного членства 146 нотариусов Самарской области, занимающихся частной практикой.
Подробнее

Дали оценку деятельности общественных наблюдателей…

15 октября 2015, 14:01

15 октября президент Нотариальной Палаты Самарской области, член Комиссии по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Общественной палаты Самарской области Галина Николаева приняла участие в заседании по вопросу: «О практике деятельности Общественной наблюдательной комиссии Самарской области и взаимодействии с комиссией Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными, силовыми органами и ОНК».

В ходе заседания участники профильной комиссии обсудили проблемы, возникающие в деятельности областной Общественной наблюдательной комиссии (ОНК).

Общественные наблюдательные комиссии по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, образуются в субъектах РФ в соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008г. №76-ФЗ. Члены комиссии назначаются Советом Общественной палаты РФ из числа кандидатов, предложенных общероссийскими, межрегиональными или региональными общественными правозащитными объединениями. При этом Совет ОП РФ устанавливает для каждого субъекта Российской Федерации численность ОНК (от 5 до 40 членов). 
«Работа общественной наблюдательной комиссии очень важна для воспитания чувства ответственности органов государственной власти, должностных лиц. Работа ОНК – одно из условий защиты законных прав и интересов лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Конечно, обычно не самая лучшая категория наших граждан оказывается там, но для них должны быть созданы человеческие условия. С другой стороны, эти люди – тоже часть нашего общества. И в зависимости от того, как будет построена система перевоспитания в подобных учреждениях, в определенной мере будет зависеть и будущее общества. К сожалению, оснований считать, что все в этой сфере благополучно, – нет», – отметил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Виктор Полянский.

Общественная наблюдательная комиссия избирается сроком на три года. Действующий сегодня состав областной комиссии – третий. И если первый состав насчитывал всего 3 человека, в настоящее время это 16 членов, а не так давно было принято решение довести численный состав самарской ОНК до 20, в связи с чем объявлена процедура дополнительного выдвижения кандидатур.

«На мой взгляд, работа первых двух составов была скорее номинальной, непонятной ни для общества, ни для самих членов комиссии. Третий состав приступил к работе достаточно активно. Мы начали появляться в СМИ. Был организован еженедельный прием жалоб, заявлений (личный прием: среда, с 17.00, по предварительной записи; заявления также принимаются по телефону)», – рассказал председатель Общественной наблюдательной комиссии Самарской области Дмитрий Штоков, подчеркнув, что новый состав стремится выстраивать работу системно.
Именно системности в первую очередь не хватает работе ОНК, по мнению Уполномоченного по правам человека в Самарской области Ольги Гальцовой. Одним из следствий отсутствия системности является отсутствие тесного взаимодействия между ОНК и Уполномоченным. Причину омбудсмен видит, прежде всего, в подборе кадров: большинство членов ОНК просто не принимают участие в ее деятельности. «Требуется ротация. Нужно постараться выдвинуть тех, кто хочет работать, понимает эту работу, заботится о соблюдении прав осужденных в местах лишения свободы», – считает Ольга Гальцова.
О необходимости выстраивать взаимодействие с ОНК говорила и Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области. Воспользовавшись площадкой Общественной палаты, Татьяна Козлова предложила членам комиссии несколько конкретных направлений для такого взаимодействия: проблема сокращения числа воспитательных колоний для несовершеннолетних, в результате чего подростки отбывают наказание вдалеке от дома, вопрос о совместном раздельном (пребывании) малолетних детей с матерями, находящимися в местах лишения свободы, и пр.
Помощник начальника ГУФСИН по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе, подполковник внутренней службы Дмитрий Борисов охарактеризовал взаимодействие с ОНК как «в целом удовлетворительное», подчеркнув, что никаких препятствий для деятельности членов комиссии не чинится, но «хотелось бы, чтобы там были адекватные, культурные люди».
Конфликтные ситуации, которые имеют место быть между сотрудниками ФСИН и членами ОНК, происходят во многом потому, что членам ОНК порой не хватает знаний, понимания, умения строить работу «без скандалов», – считает заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Самарской области Евгений Коняев.
«Было бы полезным разработать печатный справочный материал для членов ОНК, проводить тренинги для наблюдателей», – отметила ассистент кафедры государственного и административного права ФГБУ ВПО «Самарский государственный университет» Юлия Половникова.
Доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБУ ВПО «Самарский государственный университет» Ольга Адоевская также назвала кадровый состав (недостаточную компетенцию членов ОНК) в числе основных проблем. Кроме того, по мнению эксперта, то, что сейчас в состав комиссий могут входить бывшие сотрудники силовых органов, – неправильно; возможно, нужно подумать о внесении изменений в законодательство в этой части. Еще одна проблема: слабая информированность населения о деятельности ОНК.

Работа общественных наблюдательных комиссий протекает в тяжелейших условиях и требует не только знаний и опыта, но и самоотдачи, искреннего желания работать с целью осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а не ради каких-то собственных целей, собственной выгоды.
Впрочем, не все так просто. «Практика показывает, что мало некоммерческих организаций хотят в этом участвовать, выдвигать своих сотрудников, – отмечает Дмитрий Штоков. – Тем более что своего бюджета у комиссии нет: это общественная нагрузка, которую несут НКО, делегировавшие людей в ее состав». Отсутствие своего помещения, связи, оргтехники и даже элементарных канцелярских принадлежностей, действительно, создает серьезные препятствия в деятельности ОНК. Это понимают все. Но, по мнению законодателя, именно так должна обеспечиваться независимость деятельности членов ОНК от каких бы то ни было государственных структур. Другой вопрос, насколько некоммерческий сектор готов к участию в подобной работе по общественному контролю.
Данное высказывание Дмитрия Штокова, идущее вразрез с мнением Уполномоченного по правам человека в Самарской области О.Д.Гальцовой, высказавшей предложение о выделении на содержание ОНК бюджетных средств, поддержала и президент Нотариальной Палаты Самарской области, член Комиссии по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Общественной палаты Самарской области Галина Николаева: «Что касается материально-технического обеспечения, вряд ли получится что-либо из бюджета «выудить», поскольку законом предусмотрена совсем иная форма материально-технического обеспечения. Закон чётко предусматривает возложение материально-технического обеспечения на те организации, которые выдвигают своих кандидатов в наблюдатели». Галина Юрьевна отметила также, что выделение помещения для деятельности ОНК не территории ГУФСИН наиболее отвечает общим интересам, поскольку деятельность общественных наблюдательных комиссий непосредственно связана с работой данной структуры.

О необходимости внимательнее относиться к отбору членов в состав ОНК говорили все участники заседания. Однако, как справедливо заметила Г.Ю.Николаева, прозвучавшее мнение об отсутствии урегулирования на законодательном уровне деятельности Общественной наблюдательной комиссии ошибочно: «Нельзя говорить о том, что деятельность эта не урегулирована, она достаточно урегулирована и Федеральным законом от 10 июня 2008г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», и Кодексом этики общественных наблюдателей-членов Общественных наблюдательных комиссий РФ. Другой вопрос, что отсутствуют требования к кандидатурам, они не предусмотрены законом… Что касается обязанности отчитываться перед уполномоченным по правам человека или предоставлять информацию о своей деятельности – у общественных наблюдателей нет таковой обязанности, в т.ч. и представлять какую бы то ни было информацию. Закон предусматривает формы взаимодействия, а вот право выбрать какую-либо из них предоставлено самой наблюдательной комиссии, наиболее эффективную по её мнению. То, что состав Общественной наблюдательной комиссии многочисленный – это очень хорошо. Главное – правильно организовать его деятельность».

При подготовке пост-релиза использованы материалы сайта
Общественной палаты Самарской области http://www.op63.ru/

Справочно:
Основными задачами Общественной наблюдательной комиссии по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания являются:
1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована общественная наблюдательная комиссия;
2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля;
3) содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.