443001, г.Самара, ул. Ленинская, 228
Тел. 242-26-31
Email: npso@npso.ru

  • Сегодня четверг
    14 декабря 2017
  • В Самаре сейчас
    пасмурно, без осадков
    -4






Итоги деятельности НПСо


Права ребенка
Всероссийский день правовой помощи детям
(нажать для просмотра презентации)


Законодатель предусмотрел новые гарантии защиты прав участников сделок


Международный день борьбы с коррупцией
(нажать для просмотра презентации)


О палате

Нотариальная палата Самарской области, учрежденная 16 сентября 1993 года, - является некоммерческой организацией, объединяет на основе обязательного членства 146 нотариусов Самарской области, занимающихся частной практикой.
Подробнее

За новый статус судебных приставов!

16 ноября 2015, 12:45

Свои замечания и предложения на проект Федерального закона «О Федеральной службе судебных приставов и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава» президент Нотариальной Палаты Самарской области Галина Николаева направила накануне состоявшегося заседания Комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК.

На заседании 16 ноября эти предложения, а также предложения других экспертов, были рассмотрены в рамках общественных слушаний по проекту федерального законопроекта, подготовленного Минюстом России во исполнение поручения Президента Российской Федерации, и пока не внесённого в Государственную Думу. Если законопроект о судебных приставах 2016 года будет одобрен, то ведомственная структура из гражданской службы будет преобразована в полноценное силовое ведомство.

До сих пор де-юре не было чёткой ясности, кто же такой судебный пристав. Он уже не чиновник, так как простые чиновники не носят оружие, не имеют права применять физическую силу, не возбуждают уголовных дел. Однако он и не полицейский, и тем более не военнослужащий. В связи с осуществлением судебными приставами правоохранительных функций законопроектом предлагается исключить судебных приставов из числа служащих, проходящих государственную гражданскую службу, и предусмотреть для них иной вид государственной службы с предоставлением соответствующих социальных гарантий.

Поддержав в целом идеологию законопроекта, участники заседания сошлись во мнении, что представленный документ, который опирается на уже действующие федеральные законы, получился очень насыщенный, отражает многие аспекты функционирования службы судебных приставов, однако требует определённой доработки.

Отметив, что в целом законопроект не повлечет за собой каких-либо нарушений прав и свобод граждан, член Комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК, президент Нотариальной Палаты Самарской области Галина Николаева подчеркнула, что положения пункта 5 ст.28, пункта 6 ст.31 «предусматривают широту административного усмотрения при формировании конкурсной и аттестационной комиссий, поскольку не содержат требований, предъявляемых к членам комиссии». «Пункты 6 и 7 ст.31, устанавливающие требования к аттестационной комиссии, требуют уточнения, так как не определен состав комиссии, позволяющий обеспечить компетентность и объективность ее решений, – поддержала это мнение Наталья Варфоломеева, доцент кафедры государственного и административного права ФГБУ ВПО «Самарский государственный университет».Необходимо полноценно закрепить правовые последствия решений комиссии». Галина Юрьевна также предложила предусмотреть возможность повторного назначения на должность главного судебного пристава, но не более двух сроков подряд.

Члены профильной комиссии Общественной палаты высказались о необходимости участия общественности в работе аттестационной комиссии. «Должна быть обеспечена реализация принципа компонента общественного контроля, – подчеркнул председатель Комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Виктор Полянский.Экспертиза со стороны общественности нужна для полноты оценки качества специалиста, претендующего на ту или иную должность».
Доцент кафедры государственного и административного права юридического факультета Самарского государственного университета Наталья Варфоломеева обратила внимание на то, что логическая структура проекта требует доработки с целью обеспечения соответствия названия глав и статей заявленному предмету правового регулирования. В частности, по мнению эксперта, содержание правового статуса судебного пристава требует полноценного отражения в нормах специальной главы: «Именно в специальной главе, которая может иметь название «Правовое положение (статус) судебного пристава», должны быть сосредоточены все элементы правового статуса судебного пристава: права, обязанности, запреты, ограничения, гарантии с учетом всей специфики профессиональной деятельности и стоящих перед ними задач».

«Инициатива принятия соответствующего федерального закона должна быть оценена как шаг на пути создания сбалансированной и эффективно действующей системы органов государственной власти, – считает ассистент кафедры государственного и административного права юридического факультета Самарского государственного университета Юлия Половникова. Длительное время на фоне проблем становления судебной власти вопросам организации и осуществления деятельности по исполнению актов судебных и иных органов и должностных лиц уделялось не столь пристальное внимание со стороны государства. Деятельность Федеральной службы судебных приставов затрагивает интересы широкого круга субъектов, поскольку непосредственно вытекает из правоохранительной функции государства. Тем более оправданной представляется мера перевода судебных приставов в разряд правоохранительных служащих. Реализация законопроекта позволит привести правовой статус судебных приставов в соответствие со значимостью выполняемых ими задач. В то же время нельзя не отметить небезупречность ряда концептуальных и юридико-технических положений, предложенных авторами проекта. Так, в законопроекте не уделено должного внимания вопросу взаимодействия ФССП с органами прокуратуры в ходе осуществления последней надзорных полномочий. В том числе, в проекте не учтены уже существующие проблемы взаимодействия ФССП и органов прокуратуры».

«Принятие Федерального закона «О Федеральной службе судебных приставов и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава» вне всяких сомнений повысит статус судебных приставов и будет способствовать привлечению на соответствующие должности высококвалифицированных специалистов», – сделали вывод эксперты.

Заключение, подготовленное по итогам общественного обсуждения законопроекта, будет направлено в адрес руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области и председателя Общественного совета при УФССП России по Самарской области.
При подготовке пост-релиза использованы материала сайта
Общественной палаты Самарской области