Именно так можно было сформулировать цель видеоконференции, организованной Ассоциацией «Совет муниципальных образований Самарской области» для глав поселений и специально уполномоченных должностных лиц на совершение нотариальных действий. В мероприятии приняли участие президент Нотариальной Палаты Самарской области Г.Ю. Николаева, и.о. начальника Управления министерства юстиции России по Самарской области П.В. Сокол, в качестве модератора выступил исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области» Д.В. Славецкий.
Тема выступления Галины Николаевой «Проблемы в вопросах применения норм действующего законодательства главами местных администраций, специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления при совершении нотариальных действий. Новеллы законодательства, касающиеся порядка совершения нотариальных действий главами местной администрации, специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления» стала продолжением вступительного доклада представителя территориального органа Минюста России Павла Сокола, который рассказал о правовых основах совершения нотариальных действий главами местной администрации, специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, объёме полномочий, контроле и ответственности.
Как отметила Галина Юрьевна, единственной целью законодателя при наделении правом совершать нотариальные действия в случае отсутствия должности нотариуса главами сельских поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления было обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью в части совершения нотариальных действий. На практике же, к сожалению, расширение полномочий уполномоченных должностных лиц местного самоуправления по совершению нотариальных действий не гарантирует интересы граждан. Одна из причин – отсутствие специальных юридических познаний, а зачастую и вовсе юридического образования. В Самарской области из 251 сельского поселения нотариальные действия совершают в 71, из них – 34 главы и 39 специально уполномоченных должностных лиц, из которых 30% имеют средне-специальное образование, высшее – у 70%, а высшее юридическое образование – всего у 17,8% (данные на октябрь 2015г.)
Но главная причина, по мнению президента нотариальной палаты, – уполномоченные лица не несут личной имущественной ответственности за свои ошибки в отличие от нотариусов, занимающихся частной практикой. В свою очередь эти факторы приводят к серьезным многочисленным нарушениям прав и законных интересов граждан, обратившихся за совершением нотариальных действий, и превращают благую в своей основе идею доступности нотариальной помощи гражданам в ее абсолютный антипод.
Нотариальной Палатой Самарской области с 2008 года регулярно проводятся методические мероприятия с главами и уполномоченными лицами местного самоуправления. На протяжении 7 лет нотариальной палатой проводится в среднем по 10 мероприятий ежегодно, из них было проведено 52 обучающих семинара, 13 «круглых столов», 2 видеоконференции с лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия.
Стоит отметить, что из 14 регионов, входящих в состав Приволжского федерального округа, нотариальные действия органами местного самоуправления совершаются лишь в 12 субъектах округа, за исключением Республики Мордовия и с 1 января 2015 года – Ульяновской области.
Г.Ю. Николаева обратила внимание аудитории на важные изменения, касающиеся сужения полномочий глав и уполномоченных лиц местного самоуправления при совершения нотариальных действий. Теперь право совершения нотариальных действий предоставлено статьей 37 Основ только в отношении лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах. По прежнему многочисленными остаются нарушения требований статьи 37 Основ, обязывающие направлять сведения об удостоверении или отмене завещаний и доверенностей в нотариальную палату в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью в течение пяти рабочих дней.
В продолжение доклада президента Нотариальной Палаты Самарской области Галины Николаевой выступили ещё два её представителя. Об ошибках, допускаемых главами местной администрации, специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, при совершении нотариальных действий рассказала Председатель Комиссии по подготовке нормативных актов, законотворческой и методической работе, нотариус г.Самары Ирина Богатырёва.
Реализации органами местного самоуправления обязанности по направлению сведений о совершенных нотариальных действиях для внесения в Единую информационную систему нотариата было посвящено выступление нотариуса города Сызрань Радика Сафина, заместителя председателя Комиссии по информационным технологиям, который усилил восприятие теоретического материала демонстрацией обучающего видеоролика «Работа в программе для подготовки xml-файлов для органов местного самоуправления».
«Если бы уполномоченные лица рассматривали право совершения нотариальных действий не как самостоятельный вид своей деятельности, а как предоставленную возможность их совершения исключительно в условиях реальной острой необходимости, и правам граждан и правам государства причинялся бы наименьший вред, поскольку нотариальные действия совершаются от имени и по поручению Российской Федерации, в том числе и уполномоченными лицами местного самоуправления, – подытожила Г.Ю. Николаева.
Для справки:
Ассоциация «Совет муниципальных образований Самарской области» (http://smosamara.ru/) была создана в 2006 году в соответствии с требованиями Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в Самарской области. В настоящее время членами ассоциации являются все муниципальные образования Самарской области – 341.