20 мая 2016 года вице-президент Нотариальной Палаты Самарской области Зинаида Кынтикова выступила с докладом на заседании «круглого стола », проведённого в рамках Санкт-Петербургского международного юридического форума, на тему «Работодатель – участник образовательных отношений».
Организаторы мероприятия, а это Самарское региональное отделение Ассоциации юристов России, юридический факультет Самарского университета и Адвокатское бюро RBL, обозначили тему юридического образования и качества подготовки юристов в современной России как чрезвычайно актуальную.
Сегодня не только в России, но и во всем мире всё чаще звучит мнение о том, что юридическое образование находится в системном кризисе. В условиях лавинообразного роста массива правовых норм, резкой дифференциации профессии по отраслям регулирования и по сферам применения знаний объективно невозможно подготовить за три-четыре года в вузе универсального специалиста, сразу после получения диплома готового к юридической практике. Часто и сами потенциальные работодатели не могут чётко сформулировать компетенции, которые они хотели бы видеть у выпускников юридических вузов.
«Юридическое образование: Новый взгляд» – именно так звучала главная тема «круглого стола», состоявшегося в зале заседаний Ученого совета Самарского университета, в рамках которого приглашённые докладчики имели возможность высказаться по самым разным вопросам, затрагивающим институт юридического образования.
Как на практике реализуется модель «Работодатель – участник образовательных отношений» рассказала аудитории нотариус г.Самары, вице-президент Нотариальной Палаты Самарской области З.А. Кынтикова. Говоря об уровне квалификации нотариусов, помощников и работников нотариальных палат, Зинаида Андреевна обратила внимание слушателей на то, что его повышение является обязательным – не реже одного раза в 3–4 года. Нотариусы проходят обучение на курсах по программе повышения квалификации объёмом не менее 72 часов, а также путём участия и обучения на краткосрочных тематических семинарах и конференциях, посвящённых отдельным вопросам законодательства и нотариальной практики.
Активным участником образовательных отношений, по мнению Зинаиды Андреевны, является как федеральная, так и региональная нотариальная палата, осуществляющая организацию проведения семинаров, круглых столов, тренингов и иных обучающих мероприятий для нотариусов, работников нотариальных контор, стажёров, работников палаты с учетом интенсивности изменения законодательства и практики. Докладчик обратила внимание на необходимость сотрудничества с преподавателями ВУЗов и представителями научного сообщества при проведении обучающих мероприятий для нотариусов, работников нотариальных контор и стажёров.
Отдельной подтемой доклада стала организация обучения нотариальной палатой сотрудников администраций сельских поселений основам и принципам осуществления нотариальной деятельности, а также проведения для них специальных курсов и практических занятий Единой информационной системы – «еНот».
Особое внимание в своём выступлении З.Кынтикова уделила организации проведения стажировки и обучения стажёров и роли в этом процессе нотариальной палаты, являющейся работодателем по отношению к стажёрам нотариуса. Говоря о недостаточном уровне знаний лиц, претендующих на должность стажёра нотариуса, докладчик затронула одну из наиболее актуальных проблем в сфере юридического образования на сегодняшний день – отсутствие на юридических факультетах ВУЗов специального курса «Нотариат» либо недостаточное количество академических часов, отведённых для данного учебного курса.
Зинаида Андреевна отметила, что имидж конкретного нотариуса и нотариата в целом формируется, в том числе, с учётом уровня квалификации, организованности, дисциплинированности специалистов, работающих в нотариальных конторах и обеспечивающих деятельность нотариусов. Здесь, как того и требует ст.196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование, обучение либо дополнительное профессиональное образование для собственных нужд) определяет именно работодатель, равно как и вид и форма повышения квалификации в соответствии с направленностью выполняемых должностных обязанностей.
На научно-практическом мероприятии обсуждались и другие важные проблемы, связанные со спецификой юридического образования. По итогам круглого стола были выработаны резолюции относительно дальнейшего развития юридического образования в регионе.