443001, г.Самара, ул. Ленинская, 228
Тел. 242-26-31
Email: npso@npso.ru

  • Сегодня суббота
    18 ноября 2017
  • В Самаре сейчас
    малооблачно, без осадков
    -3






Итоги деятельности НПСо


Права ребенка
Всероссийский день правовой помощи детям
(нажать для просмотра презентации)


Законодатель предусмотрел новые гарантии защиты прав участников сделок


Международный день борьбы с коррупцией
(нажать для просмотра презентации)


О палате

Нотариальная палата Самарской области, учрежденная 16 сентября 1993 года, - является некоммерческой организацией, объединяет на основе обязательного членства 146 нотариусов Самарской области, занимающихся частной практикой.
Подробнее

Законопроект о дачах требует уточнений

19 сентября 2016, 15:07

Президент Нотариальной Палаты Самарской области Галина Николаева приняла участие в экспертизе проекта федерального закона №1160742-6 «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект, внесенный на рассмотрение Государственной Думы, разработан Правительством Российской Федерации в целях выполнения указания Президента РФ от 14.04.2014г. №Пр-840 относительно совершенствования на комплексной основе всех правоотношений в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Основными целями законопроекта, согласно пояснительной записке, являются не только совершенствование правового регулирования в данной сфере, но и устранение неточностей, которые содержит в настоящее время Федеральный закон от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан».

С 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014г. №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», установивший в ГК РФ новую систему юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций. В частности, Гражданский кодекс РФ в настоящее время не содержит такого понятия, как «некоммерческие объединения граждан»; вместе с тем, в соответствии со ст.50 допускается создание садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов. В то же время садоводческие и огороднические потребительские кооперативы в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» одновременно являются сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Таким образом, в настоящее время деятельность садоводческих и огороднических потребительских кооперативов регулируется одновременно двумя федеральными законами, что создает правовую неопределенность их гражданско-правового положения.

Авторы законопроекта предлагают внести изменения в указанные нормативные правовые акты с целью отказа от такой организационно-правовой формы, как «садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив». При этом садоводческие или огороднические потребительские кооперативы получат право преобразоваться в сельскохозяйственные потребительские кооперативы (в случае, если они созданы для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства). Одновременно предлагается отказаться от такой формы, как «садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство» (в соответствии с пп.3 п.3 ст.50 ГК РФ некоммерческие партнерства с 1 сентября 2014г. относятся к числу ассоциаций (союзов) наряду с саморегулируемыми организациями, объединениями работодателей, объединениями профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленными, нотариальными и адвокатскими палатами).

Сегодня наиболее распространенной организационно-правовой формой некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, является садоводческое, или огородническое, или дачное некоммерческое товарищество. Исходя из п.3 ст.123.13 ГК РФ такие товарищества в силу закона отнесены к товариществам собственников недвижимости. В целях исключения дублирования авторы законопроекта предлагают сократить количество организационно-правовых форм товариществ собственников недвижимости, созданных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, до двух: садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество.

Нужно отметить, что вопросы, связанные с переоформлением учредительных документов ранее созданных садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, урегулированы в переходных положениях законопроекта.

В целях устранения правовой неопределенности также предлагается отказаться от понятия «жилое строение», которое не предусмотрено Жилищным кодексом РФ и не используется в других нормах федерального законодательства. Законопроектом вводится понятие «садовый дом» (предназначен для отдыха и временного пребывания), для размещения которого не требуется разрешения на строительство. Одновременно с этим садовый (дачный) земельный участок также может использоваться для строительства жилого дома – объекта индивидуального жилищного строительства, пригодного для постоянного проживания граждан. Соответствующие изменения предлагается внести и в Градостроительный кодекс РФ. На огородном земельном участке граждане будут вправе размещать исключительно хозяйственные постройки, не являющиеся объектами капитального строительства.

В целях устранения негативных явлений, ранее возникавших на практике, законопроектом предлагается предусмотреть общие принципы расчета взносов в товариществах, цели, на которые такие взносы могут быть израсходованы, а также необходимость подготовки финансово-экономического обоснования размеров взносов, утверждаемого общим собранием членов товарищества.

Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение в Земельный кодекс РФ изменений, устанавливающих единый порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на бесконкурсной основе. Указанные положения, – как утверждают авторы законопроекта, – позволят увеличить количество земельных участков, вовлекаемых в хозяйственный оборот.Поддержав в целом идеологию рассматриваемого законопроекта, члены Общественной палаты Самарской области внесли ряд замечаний «в целях более эффективной юридической формализации проектируемых норм».

«Малоэффективной представляется крайняя мера воздействия за нарушение членами товарищества своих обязанностей – исключение из товарищества, в связи с тем, что исключенный член товарищества фактически не испытывает никаких негативах последствий своих неправомерных действий, продолжает осуществлять полномочия правообладателя земельного участка, пользуется наравне с членами товарищества общим имуществом и при этом перестает платить членские взносы. Кроме того, в уточнении нуждается и сам порядок исключения члена товарищества, – отметила, в частности, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Галина Николаева. – В связи с тем, что п.1 ст.8 законопроекта определен исчерпывающий перечень прав членов товарищества, в него необходимо включить и право на получение части имущества товарищества при его ликвидации, предусмотренное ст.25 законопроекта. А в ч.10 ст.11 сформирован закрытый перечень расходов, погашаемых посредством членских взносов, не вполне покрывающий все возможные и необходимые затраты товарищества: так, п.7 ч.10 ст.11 позволяет оплачивать средствами членских взносов заработную плату лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры, однако, не предусмотрена возможность оплаты гражданско-правовых договоров».
«Проектируемые нормы данного законопроекта, предполагающие совершенствование и корректировку отдельных положений земельного законодательства, представляются целесообразными и своевременными направлениями правового регулирования в данной сфере, – считает член комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Маргарита Вахтина. – По данным Союза садоводов Российской Федерации количество дачников в РФ составляет около 60 млн. человек, а значит, принятие законопроекта имеет важное социально-экономическое значение для большинства граждан нашей страны. В качестве положительных моментов предлагаемого законопроекта можно выделить то, что с его принятием будут систематизированы понятия дачных, садовых и огородных участков, садовых и дачных домов, законопроект разъясняет, какие постройки разрешены, а какие запрещены, создает прозрачность управления товариществами, определяет правовые отношения, связанные с оборотом имущества общего пользования товарищества, и пр. Однако в законопроекте остается нерешенной основная проблема товариществ – урегулирование оплаты услуг ЖКХ, так как одни граждане пользуются услугами лишь в дачный сезон, другие живут и потребляют энергию круглый год, а платят все одинаково. Сохраняются проблемы, связанные с общей ответственностью: например, из-за неплательщиков штраф налагается на товарищество как на юридическое лицо, и поэтому распределяют его среди всех участников вне зависимости от их добросовестности».

По итогам рассмотрения в целом члены Общественной палаты Самарской области поддержали представленный законопроект; все предложения и замечания по документу направлены в Общественную палату Российской Федерации.

По материалам сайта Общественной палаты Самарской области 
http://www.op63.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2589:2015-05-08-07-01-51&catid=3&Itemid=65

и Общественной палаты Российской Федерации 
https://www.oprf.ru/about/interaction/region_chambers/431/2289/newsitem/36163