30 июня 2017 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обсуждали тему «Нотариальная форма сделок с недвижимым имуществом как эффективный инструмент обеспечения защиты прав граждан и стабильности гражданского оборота». В рамках дискуссии участники обсудили важные вопросы, связанные с нотариальным удостоверением сделок с недвижимостью, повышением роли института нотариата в защите прав граждан и юридических лиц, противодействием незаконной деятельности на рынке недвижимости.
С основным докладом выступил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Свое видение вопроса так же представили председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Михаил Емельянов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков, Судья Верховного Суда Российской Федерации Александр Киселёв, президент Нотариальной Палаты Самарской области Галина Николаева и другие представители экспертного сообщества.
Большинство участников слушания поддержали необходимость введения обязательного нотариального удостоверения сделок с жильем граждан.
С ростом преступных махинаций на рынке недвижимости растет и актуальность темы. От массовых случаев мошенничества, в первую, очередь страдают социально незащищенные граждане, которые не имеют возможности оплачивать услуги дорогостоящих юристов. По данным Верховного Суда Российской Федерации каждый год в судах рассматривается около 12 тысяч споров по сделкам с недвижимостью, при этом удостоверяются около 83% исков.
Такие сделки разрываются в судебном порядке, а добросовестные покупатели остаются без квартир, и без возможности вернуть потерянные деньги. По словам президента Федеральной нотариальной палаты Константина Корсика, в случае нотариального удостоверения подобная ситуация исключается: «На сегодняшний момент на рынке недвижимости только нотариус несет полную имущественную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, обеспечивая возмещение ущерба, если нотариус допустил ошибку».
Об этом же говорит председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, отмечая, что число обманутых собственников с каждым годом растет, и лишь нотариальная форма способна обеспечить юридическую чистоту сделки. Управление Росреестра, на которое сегодня возложили функции по регистрации перехода прав на недвижимое имущество, не может гарантировать безопасность, так как заключенные в простой письменной форме сделки впоследствии часто оспариваются. «Регистраторы выполняют свои обязанности, в рамках закона, но они не имеют права проверить законность, и в итоге оказываются «без вины виноватые», — продолжает Галина Петровна.
В продолжение темы член Правления ФНП, президент Нотариальной Палаты Самарской области Галина Николаева, заметила, что «недавние поправки в закон о регистрации недвижимости и вовсе допускают регистрацию даже оспоримых сделок, совершенных с нарушениями норм законодательства. Нотариус не удостоверит оспоримую сделку, а вот регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации по такой сделке в простой письменной форме — по сути, риск лишиться своей квартиры законодательно допустим». Галина Юрьевна также отметила, что «исключение нотариуса из оборота недвижимости способствовало вольному толкованию участниками рынка понятий свободы воли и свободы договора. Эгоистические интересы одной стороны и неосведомленность другой зачастую влекут противоправные действия против наиболее уязвимых в правовом смысле граждан».
С этим же мнением выступила член Правления ФНП Александра Игнатенко, которая подчеркнула, что большая часть нарушений происходит в первую очередь из-за неосведомленности граждан, особенно пенсионеров и инвалидов. В свою очередь, нотариус удостоверяет не только юридическую силу предоставляемых документов, но и осознанность действий всех участников, разъясняя им правовые последствия.
О доверительном отношении к институту нотариата со стороны делового сообщества говорит факт возвращения нотариусов в правовое регулирование отдельных, наиболее проблемных сегментов недвижимости, введение в 2016 году обязательного нотариального удостоверения сделок с долями в праве общей собственности, а так же сделок с имуществом несовершеннолетних и недееспособных граждан. Как отмечают эксперты – это способствовало сокращению случаев «квартирного рейдерства», когда профессиональные шантажисты, завладев микродолей в квартире, выживали из нее сособственников, вынуждая за бесценок продавать свои доли.
Показательным, по мнению президента Федеральной нотариальной палаты, является и ситуация в сфере коммерции, когда появление в 2009 году обязательной нотариальной формы для сделок с долями ООО помогло решить проблему рейдерских захватов бизнеса. Согласно данным ФНС России уже в 2013 году количество незаконных сделок с долями ООО сократилось на три четверти.
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов отмечает, что большинство нарушений в сделках с недвижимостью – следствие несовершенства простой письменной формы договоров. Именно это позволяет мошенникам проводить незаконные операции. «Нотариальная форма - самая эффективная для защиты прав граждан и общепризнанная в мировой практике. Когда мы задерживаем введение обязательной нотариальной формы для сделок с недвижимостью - мы потакаем мошенникам».
Благодаря бдительному контролю за профессиональной деятельностью нотариусов, на сегодняшний день удалось значительно сократить число нарушений в профессиональной среде. «Сегодня есть два института, которые активнее всего «чистят свои ряды» — это прокуратура и нотариат. Благодаря позиции Федеральной нотариальной палаты борьба с мошенниками вышла на новый уровень. И конечно, сегодня через нотариуса оформить сделку с квартирой гораздо надежнее, чем через посредников», — заметил первый заместитель Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александр Киселёв отметил высокую степень доверия судей к нотариальному документу. Особенно когда речь идет о приватизации. В своем докладе он представил статистику, согласно которой при рассматрении дел по приватизации жилья и сделках с ним, удовлетворяются до 83% таких исков. В среднем это 12000 решений об отмене. «Мы приветствуем введение обязательной нотариальной формы, особенно в отношении такого жилья», — добавил Александр Киселёв.
При этом специалисты отмечают, что нотариальная форма в первую очередь упростит жизнь самим гражданам. Работая в режиме одного окна, нотариус сам получает данные из различных реестров и направляет удостоверенные им документы в Управление Росреестра, получая уже зарегистрированные документы, причем вся процедура проходит в электронном виде. Кроме того, сокращены сроки регистрации прав по сделкам, удостоверенных нотариусом, были заметно снижены тарифы. Как заметил Константин Корсик, «никто быстрее нотариуса, на основании действующего законодательства, получить готовые документы из Росреестра не может».
Законом предусмотрен ряд льгот по оплате нотариального тарифа при сделках с недвижимостью, где участниками выступают ветераны войны, инвалиды, несовершеннолетние. Как указано в отчете, за прошлый год нотариусами было совершено более 2,5 млн действий по льготному тарифу.
О современном подходе к делопроизводству, вхождении в систему электронного документооборота говорила в своем докладе советник министра юстиции Российской Федерации Мария Мельникова: «Электронная система нотариата позволяет вести реестры нотариусов в электронном виде. Уже сейчас это реестр недвижимого имущества и с нового года — реестр списков участников ООО. С 2018 года мы переходим на ведение реестров в электронном виде. Это говорит о качественном и прозрачном подходе к внутренней работе нотариусов. Мы доверяем работе нотариусов так же, как мы доверяем работе всех государственных органов. Это уровень, сравнимый с уровнем сегодняшнего качества государственных услуг».
Говоря об альтернативных путях развития, президент ФНП рассказал о двух возможных вариантах. Один из них – это создание системы страхования титула, который применяется в странах англо-саксонской правовой системы. Однако в этом случае значительно возрастет цена на услуги нотариуса. Другой — развитие системы МФЦ. Но и он не сможет решить проблему оспоримости сделок. И даже создание дорогостоящей системы подтверждения личности граждан — только малая часть необходимой проверки. Кроме того, эта процедура не может заменить проверку волеизъявления сторон.
При этом нотариус не заменяет и не противопоставляется другим участникам рынка. Введение нормы не предполагает «нотариальную монополию». По мнению экспертов в новых условиях риелтор как и прежде может заниматься экономической стороной вопроса, и вместе с покупателями обращаться за услугами нотариуса, который обеспечивает правовую сторону договора. Регистратор, уже получая документы, регистрирует и отвечает за достоверность реестра.
Так же Константин Корсик отметил полную готовность нотариата к расширению своих полномочий. Нотариальное сообщество сегодня выходит на новый уровень развития и является действенным механизмом защиты прав и интересов граждан. Учитывая тот факт, что нотариат осуществляет сворю деятельность исключительно на принципах самофинансирования, введение обязательной нотариальной формы не повлечет за собой никаких финансовых затрат из федерального бюджета и повышения нотариального тарифа. Таким образом, это самое эффективное решение проблемы соблюдения прав граждан в обороте недвижимости.
По заявлению председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса, нотариальная форма сделки с недвижимостью надежнее, но требования обязательного нотариального оформления сделок нуждаются в глубоком профессиональм и общественном анализе. «Парламент вправе принять такое решение только в том случае, если оно будет направлено на защиту прав граждан в рамках гражданского оборота и не будет воспринято как дополнительное обременение», — отметил Адрей Александрович. Подводя итоги, он так же подчеркнул, что данное мероприятие особенно полезно для того, чтобы выработать правильную и аргументированную точку зрения на вопрос обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, так как не должно быть у граждан ощущения хаотичных изменений в законодательстве.