Мониторинг мнения органов местного самоуправления показал, что из перечня существующих проблем при переселении граждан из аварийного жилищного фонда, особые затруднения вызывают последние поправки в закон «О государственной регистрации прав на недвижимость» в части необходимости нотариального удостоверения сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество. Эта тема стала ключевой на заседании Общественной комиссии по градостроительству при комитете Самарской Губернской Думы по строительству.
Как заметил заместитель руководителя правового управления - начальник отдела инфраструктурного и природоохранного законодательства правового управления аппарата Самарской Губернской Думы Роман Ляопаров, согласно новым правилам, граждане, которых переселяют из ветхого жилья, обязаны удостоверять проекты сделок у нотариусов, оплачивать госпошлину и услуги технического характера нотариусов. Только после этого Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) принимает решение о регистрации и проведении сделки. Все это якобы затрудняет процесс оформления сделок, увеличивает сроки и расходы для участников процесса.
По мнению исполнительного директора Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области» Дмитрия Славецкого, стабилизировать ситуацию можно с помощью внесения поправок в действующий закон. Для этого необходимо создать проект и за основу взять один из двух вариантов. Первый предполагает отмену нотариальной формы удостоверения сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество. «У нас до недавнего времени этого не было и критических ситуаций не возникало», – добавил Дмитрий Валерьевич. Второй вариант – убрать нотариальную форму для тех сделок, где стороной является публичное образование, государство или муниципалитет в лице органов власти.
Данную инициативу отнюдь не считает перспективной заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области Ольга Суздальцева с учётом того, что «последний раз норма поменялась в августе 2016 года». К тому же, размер госпошлины на регистрацию прав на недвижимое имущество небольшой, и муниципалитеты от нее освобождены. «Представители местных органов исполнительной власти могут подать документы сами, без участия заявителей, выступая, по сути, как их представители, оплатив госпошлину. В этой части у граждан никаких проблем не возникает», – добавляет Ольга Геннадьевна.
На необоснованность предлагаемых изменений указали и представители Нотариальной Палаты Самарской области, председатель Комиссии по подготовке нормативных актов, законотворческой и методической работе НПСо, нотариус г.Самары Ирина Богатырёва и помощник нотариуса г.Самары Г.Ю. Николаевой, Олеся Алексеева. Утверждения представителей Департамента управления имуществом городского округа Самара и глав администраций муниципальных образований о том, что само по себе нотариальное удостоверение сделки – это проблема, вызывают у профессионалов-юристов откровенное недоумение. По сути, муниципальные органы «жалуются» на закон, то есть на нормы права, установленные государством для обязательного исполнения всеми субъектами правоотношений.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, только за 2016 год в России рассмотрено 2 036 гражданских дел по искам о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, что свидетельствует о высокой степени конфликтности в данных гражданских отношениях, стороной в которых выступают органы местного самоуправления.
Касательно жалоб администраций на необходимость предоставления весомого пакета документов, нотариусы отмечают несостоятельность этих доводов, поскольку и ранее в органы Росреестра для регистрации прав по сделкам в простой письменной форме было необходимо представлять то же самый перечень документов. Нотариусы же никоим образом не создают бумажной волокиты и не истребуют каких-либо «лишних» документов.
К тому же, в рамках межведомственного взаимодействия, нотариусы оказывают содействие гражданам, запрашивая в Росреестре копии утерянных правоустанавливающих документов на изымаемое жилое помещение. Согласно требованиям ст.333.35 Налогового кодекса органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в Росреестр за совершением регистрационных действий, что исключает какие-либо финансовые затраты администраций на установленную процедуру изъятия земельных участков и жилых помещений.
Таким образом, «проблема» правового оформления и финансовых затрат на соблюдение установленной законом процедуры по сути сводится к изданию двух постановлений – о признании дома аварийным и об изъятии земельного участка и жилых помещений, на основе которого и заключается соглашение о предоставлении нового жилого помещения взамен изымаемого ветхого.
Позиция президента Нотариальной Палаты Самарской области Галины Николаевой в данном вопросе основана на фактах и цифрах, которые наглядно демонстрируют важную роль нотариуса в стабилизации гражданского оборота в сфере недвижимости, необходимости нотариального удостоверения сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество: «Возложенная на нотариуса функция по нотариальному удостоверению сделок с недвижимостью гарантирует достоверность правоустанавливающих документов на имущество, что является гарантией стабильности экономического правопорядка. В 23-х из 27 стран Европейского союза, включая такие как Германия и Франция, нотариальная форма сделок с недвижимостью – один из базовых элементов развитого рынка. Нотариальная форма – это не барьер, а стимул для экономического развития общества, стремящегося к правовому равновесию и стабильности. Рынок недвижимости является высококонфликтной и конкурентной средой, где лишь нотариус способен защитить не только «слабую сторону», но и призван обеспечить интересы обеих сторон. Для нашей правовой системы предупреждение конфликта и создание равных условий представляет самостоятельную ценность. Именно поэтому принципиальным является контроль правомерности юридических действий непосредственно в момент их совершения, а не в последующем – в рамках разрешения возникшего судебного спора».