29.02.2012г. в здании Правительства Самарской области состоялось расширенное совещание с руководителями территориальных органов ЗАГС Самарской области.
В мероприятии приняли участие руководитель управления записи актов гражданского состояния Самарской области Екатерина Львовна Мельник, заместитель начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области Павел Викторович Сокол, руководители 48 территориальных органов ЗАГС Самарской области.
На совещании были подведены итоги деятельности управления ЗАГС за 2011 год.
Екатерина Львовна Мельник отметила, что важной задачей на ближайшую перспективу управление ЗАГС определяет внедрение информационной системы рассмотрения обращений граждан и организаций в органы ЗАГС в электронной форме, а также реализация гражданами возможности заполнения и подачи заявлений в электронном виде через портал государственных услуг Самарской области.
Президент Нотариальной Палаты Самарской области Галина Юрьевна Николаева выступила с докладом по вопросу внедрения информационно – коммуникационных технологий в деятельность нотариата и взаимодействия органов ЗАГС и нотариата на территории Самарской области.
В своем докладе Г.Ю. Николаева отметила, что нотариусы постоянно сталкиваются с необходимостью подтверждения факта наследниками, участниками сделок, родственных или семейных отношений. Сегодня, для того, чтобы собрать документы, необходимые для оформления наследства, у граждан уходит от одного до шести месяцев. Наиболее частые проблемы возникают у наследников при доказывании родственных отношений с наследодателем. Не редки случаи предоставления поддельных свидетельств о браке при отсутствии брачных отношений, свидетельств о смерти. Существует проблема невозможности получения детьми наследодателя необходимых для оформления документов, подтверждающих родство, в том случае, если наследодатель менял фамилию и его супруг еще жив (п. 2 ст. 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. №143-ФЗ).
Органы ЗАГС Самарской области являются активными участниками программы «Электронное правительство Самарской области».
Для всех сегодня совершенно очевидно, что современные информационные технологии с каждым днем все более активно входят в нашу жизнь. О необходимости создания и развития системы информационного обмена, включая переход на предоставление различных услуг в электронном виде, сегодня много говорится на различных уровнях. Создание системы взаимодействия между различными ведомствами, позволяющей исключить для граждан необходимость самостоятельно собирать большое количество различных «справок» и выстаивать огромные очереди, отмечается Президентом и Правительством не только в качестве одной из приоритетных задач, но и как один из способов борьбы с коррупцией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010г. № 1815-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», целью которой является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, применения инновационных технологий, повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
В частности и Российский нотариат не остался в стороне от этих процессов. Сегодня Российский нотариат претерпевает реформирование. И одной из задач является формирование такой системы, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества и обеспечивала доступность нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах.
Нотариусы Самарской области готовы к электронному взаимодействию. Средства ЭЦП для нотариусов Самарской области получены.
Сегодня во всех конторах установлено и успешно используется программное обеспечение Единой Информационной Системы нотариата РФ.
В заключение Г.Ю. Николаева отметила, что, с одной стороны, мы понимаем, что имеются соглашения, заключенные Федеральной Нотариальной Палатой, которые, в случае признания эксперимента успешным, распространят свое действие на все регионы Российской Федерации, с другой – мы, как потенциальные участники взаимодействия, должны быть готовы к тому, чтобы своевременно и активно включиться в этот процесс. Поэтому очень важно, чтобы взаимопонимание между нами было достигнуто уже сегодня.
Нотариальной Палате Самарской области совместно с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области необходимо разработать Соглашение по организации информационного взаимодействия с Управлением ЗАГС Самарской области.
Нотариальная Палата Самарской области со своей стороны намерена сделать все, чтобы в максимально короткие сроки завершить все подготовительные мероприятия, которые необходимы для начала полноценной работы.
Сегодня Нотариальная Палата проводит аудит компьютерного парка и программного обеспечения в нотариальных конторах для определения соответствия текущих мощностей требуемым стандартам информационного взаимодействия.
В марте Палата обеспечит выдачу нотариусам Самарской области электронных ключей для цифровой подписи и проведет обучающие мероприятия.