Подолгу ждать, когда спадут туманы и морозы, вычерпывать воду из маленького судна, ловить взлетающие вертолеты и проезжать сотни километров по замерзшим рекам — часть обычной работы нотариусов в труднодоступных и малонаселенных районах страны. Чтобы эта работа шла бесперебойно и жители любого уголка России могли решить важные юридические вопросы, Федеральная нотариальная палата уже восьмой год за счет самого нотариата реализует программу поддержки нотариальной деятельности в регионах со «сложной» географией и климатом.
При заполнении вакантных должностей в таких местах существуют неочевидные на первый взгляд сложности. Например, в некоторых случаях нотариусу недостаточно сдать квалификационный экзамен и пройти конкурс. Ему также может быть необходимо владеть языком малочисленных коренных жителей, поскольку не все из них хорошо говорят по-русски. И не всегда есть возможность привлечь переводчика хотя бы из числа соседей, чтобы перевести заявителю текст документа, объяснить все нюансы и последствия нотариального действия, проверить реальную волю человека.
Кроме того, очевидно, что в районах с суровыми погодными условиями, неразвитой транспортной инфраструктурой и небольшим количеством жителей у нотариусов нет возможности работать по принципу самофинансирования. Расходы на организацию деятельности и просто на жизнь велики, а количество нотариальных действий ограничено. Государственных средств нотариат не получает. Программа ФНП направлена на то, чтобы и поддерживать уже работающих нотариусов, и заполнять пустующие должности.
Руководитель программы, президент Нотариальной палаты Красноярского края Светлана Зылевич отмечает: «Наша конечная цель — помощь людям, которые родились, живут и трудятся в труднодоступных и малонаселенных местностях. Граждане, живущие на таких территориях, зачастую лишены какой-либо юридической помощи: там нет адвокатов, корпоративных юристов, МФЦ, налоговой службы, Росреестра и проч. И зачастую нотариус — это единственный многопрофильный юрист, который может своевременно оказать им квалифицированную юридическую помощь. Именно к нему обращаются по вопросам, связанным с трудовым и жилищным законодательством, с социальными выплатами, оформлением юридически значимых документов».
Нотариальные действия как важная потребность
В таких регионах, как, например, Красноярский край или Якутия, можно лететь на вертолете 5–7 часов и не увидеть ни одного человека, ни одного поселения. Наконец высаживаешься в населенном пункте, где живет менее ста человек и нет даже участкового. Только местное население, которому, как и жителям крупных городов, необходимы нотариальные действия.
Одно из популярных нотариальных действий, например, среди коренных малочисленных народов Севера — соглашения и оформление сделок в связи с получением государственных субсидий на покупку или строительство жилья. Также востребованы согласия в отношении несовершеннолетних детей. Не во всех поселках есть школы, поэтому порой дети учатся и живут в интернатах вдали от родителей. Согласия могут понадобиться, чтобы ребята выезжали в город с другими родственниками или воспитателями. Или когда дети путешествуют не с родителями за пределы страны.
Среди распространенных поводов для обращения — удостоверение завещаний и оформление наследственных прав. При этом состав наследственной массы зависит в том числе от географии. Например, пгт Кондинское (ХМАО-Югра) — многонациональный поселок, однако представителей коренных малочисленных народов Севера здесь немного, так что редко кто просит внести в завещание стадо оленей и чум. Завещают то, что нажили за жизнь в глубинке: дом, земельный участок, снегоход. Часто отдельным пунктом указывается просьба к родственникам похоронить на Большой земле, рядом с родителями. В местах же, где коренных жителей больше, в наследственной массе чаще встречаются стада оленей, чумы, оружие.
Помимо местных жителей в «сложных» районах живут и работают вахтовики — нефтяники и газовики. У многих недвижимость в их родных городах, поэтому им требуются согласия и доверенности на распоряжение имуществом. Не менее важно вовремя заявить свое право на наследство. «Нотариальная телепортация» помогает передать нужный документ в любую точку страны буквально за считанные минуты.
Настоящим спасением для жителей труднодоступных районов, которым добираться до Большой земли долго, дорого, а иногда и вовсе невозможно, становится дистанционный формат. Сделки с участием двух и более нотариусов востребованы как в сфере недвижимости, так и для решения брачно-семейных вопросов.
Один из примеров: мужчина работает на лесозаготовке в тайге. Ему потребовалось заключить с бывшей супругой договор с выделением долей недвижимого имущества в общей собственности с элементами брачного договора и договора дарения. Мужчина хотел отказаться от своей доли в пользу экс-жены. Она же действовала от лица их детей — 14-летнего подростка и совершеннолетнего сына, который предоставил матери доверенность на участие в сделке от его лица.
Сделка планировалась сложная, при этом у заявителя не было возможности выехать не только в Красноярск, где находилась бывшая супруга, но и в ближайшее поселение, где находилась контора нотариуса. Тогда нотариус приехал к нему в поселение со всем необходимым оборудованием. А женщина пришла к красноярскому нотариусу. Сделка прошла по видеосвязи. Квартира была приобретена с использованием средств материнского капитала, поэтому сперва нотариусы помогли выделить доли детей. Затем произвели раздел имущества, определив собственность каждого из супругов. После этого мужчина, как и хотел, подарил свою долю бывшей супруге.
К нотариусу часто обращаются, даже если сделку можно оформить в простой письменной форме: чтобы разобраться во всех деталях и получить гарантии безопасности. Не важно, где находятся стороны — в центре города-миллионника или в удаленном поселке на Крайнем Севере, — нотариус с одинаковой тщательностью проверяет законность сделки, дееспособность участников, подлинность документов и другие юридически значимые факты.
Вертолеты — как ленивые коровы
Многие населенные пункты в малонаселенных и труднодоступных местностях расположены в сотнях километров от районных центров. Нотариусы вынуждены добираться до тех, кому нужна помощь, преодолевая бездорожье: на вертолетах, снегоходах, внедорожниках, водным транспортом. На Сахалине, например, нотариусы выезжают в отдаленные поселки на небольших судах, из которых приходится вычерпывать воду во время шторма, чтобы не затонуть.
Иногда, добравшись до отдаленного поселка, из-за непогоды нотариус может «застрять» там на несколько дней или даже недель, не получая при этом никакого дохода — по сути, теряя потенциальный заработок в своей нотариальной конторе. В рамках программы поддержки Федеральной нотариальной палаты за счет членских взносов коллег со всей страны нотариусам компенсируют время, затраченное на выездное обслуживание граждан в удаленных районах.
Нотариус Дмитрий Колосов из Красноярского края вспоминает, как должен был вылететь 11 декабря из села Байкит Эвенкийского района в город Красноярск на рабочую встречу. Однако из-за тумана и 50-градусного мороза получилось вылететь только 15 декабря. И не в Красноярск, а в поселок Тура, так как рейс до регионального центра отменили из-за заглохшего на взлетной полосе самолета.
В крупных поселках могут функционировать небольшие аэродромы, в мелких — вертолетные площадки. Часто родственники или соседи клиентов ждут нотариуса уже там, чтобы довезти непосредственно до места совершения нотариального действия, например в администрацию или к человеку домой.
Бывает, нотариус и заявитель встречаются прямо на вертолетной площадке. Когда совсем холодно, нотариус может совершить нотариальное действие в вертолете. Иногда в качестве места совершения нотариального действия указывается «здание аэропорта такого-то поселка». В реальности «зданием аэропорта» может быть покосившаяся избушка с печкой, а «зал ожидания» состоит из трех крашеных табуреток и рабочего стола диспетчера.
Если стоянка вертолета длится, например, несколько часов, нотариус может успеть совершить все нотариальные действия и в тот же день вернуться домой. Нотариусы рассказывают, что иногда заканчивают работу совсем впритык и приходится «стучать» по уже отрывающемуся от земли вертолету — чтобы без них не улетели.
Нотариус Игорь Ондар из ХМАО-Югры вспоминает, как летел полтора часа на вертолете из поселка Березово в Саранпауль: «Взлет был пугающий: вертолет, как ленивая корова, долго поднимается, зависает в воздухе, а потом летит, и под ним — сплошная тайга».
Мобильные комплекты — как офис в чемодане
С 2023 года в арсенале нотариусов появились мобильные комплекты, облегчающие работу в удаленных районах. Речь идет о специальных 10-килограммовых чемоданчиках со всем необходимым для работы на выезде — от видеокамеры и цифрового планшета до скрепки и лупы с подсветкой. Их разработали по заказу ФНП, оснастили передовым оборудованием. Список получателей формировался по заявкам самих регионов, поэтому учтены все потребности.
Чемодан с цифровой начинкой помогает организовать полноценную работу на выезде. Нотариусы отмечают, что комплект собран по принципу «взял и поехал», то есть в нем есть все необходимое, даже канцелярские принадлежности. Интуитивно понятно, что и где расположено, все подписано и быстродоступно, ничего не болтается и не соприкасается друг с другом. Продуманы и все технические детали. Например, ноутбук идет с предустановленным программным обеспечением.
По сути, мобильный комплект — это офис в миниатюре. С помощью портативного комплекта можно удостоверить даже дистанционную сделку, если доступен более-менее стабильный Интернет, можно и мобильный. Для проставления подписи участником есть графический планшет. А у ноутбука, который входит в комплект, есть встроенная камера и микрофон с колонками. Это важно, так как одно из обязательных условий дистанционных сделок — стороны должны видеть друг друга.
Нотариусы всей страны как единая сила
Программа на 2024 год была утверждена на внеочередном Собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации единогласно. Бюджет на ее реализацию формируется из взносов каждого российского нотариуса, государственное финансирование при этом не используется.
Многие проблемы получается решить благодаря инициативам местных нотариальных палат. Именно их силами решаются вопрос замещения вакантных должностей нотариусов, проблема транспортного обеспечения и проч. Федеральная нотариальная палата помогает решить те проблемы, с которыми региональные нотариальные палаты не могут справиться самостоятельно.
Поддержка подразумевает различные выплаты: единовременную в 100 тыс. рублей при переезде, ежемесячные от 50 до 200 тыс. рублей. Предусмотрена компенсация расходов на аренду жилья и помещения под нотариальную контору, а также затрат на оснащение рабочих мест нотариусов. Кроме того, им предоставляются технические средства и программное обеспечение, оплачиваются курсы повышения квалификации и др.
Важно, что нотариусы обеспечиваются доступом к Интернету с использованием технологий спутниковой связи. Это необходимо и для работы с государственными базами данных на этапе подготовки и совершения того или иного нотариального действия, и для оперативного внесения всех совершенных нотариальных действий в реестр нотариата.
Нотариат активно взаимодействует с муниципальными органами власти труднодоступных районов, которые также оказывают содействие в организации работы нотариусов в удаленных населенных пунктах: выделяются помещения для приема граждан, оперативно организовываются пункты кратковременного проживания нотариуса в рамках выезда, предоставляется помощь с логистикой и т.д.